Рабочие лошади тяжеловозы

Рейтинг статьи
Проголосуйте первым

Лошади тяжеловозы — это породы, которые появились в Европе в средние века. Они ценились среди рыцарей, которые носили железные доспехи. Выдержать тяжелого всадника мог только крупный и мощный конь. Со временем их начали применять в сельском хозяйстве. Сейчас эти лошади имеют своих ценителей, нередко используются в верховой езде. Ездить на тяжеловозе удобнее, чем на скакуне, хотя на быструю прогулку с ветерком рассчитывать не приходится.

Лошади тяжеловозы

Лошади тяжеловозы

Описание тяжеловозов

Кони тяжеловозы относятся к так называемым «холоднокровным» породам. Они не отличаются резвостью и энергичностью, не могут развивать больших скоростей, зато такие породы очень сильные, способны перевозить большие грузы. Они отлично приспособлены к любым климатическим условиям.

Внешность лошадей тяжеловозов не столь привлекательна, как у скакунов, ведь выращивали их не для выставок, а для тяжелой работы. Они массивные, коренастые и мускулистые, часто неуклюжие. Рост и вес тяжеловозов самый большой среди всех лошадиных пород. Конь рекордсмен тяжеловес имел массу около 1,5 т, а высоту в холке — 220 см. Сейчас каждый представитель весит 700-1000 кг, имеет рост 170-200 см. Среди некоторых пород есть великаны ростом более 2 м и весом более 1 т.

Аллюр у лошадей тяжеловесов мягкий. Они могут бегать шагом, рысью и галопом, причем очень плавно переходят с одного аллюра на другой. Тряска в седле почти не ощущается, так как конь не может высоко подниматься над землей. Вот почему они подходят начинающим всадникам и любителям спокойной верховой езды. Бежать в карьере тяжеловесные породы лошадей не могут: у них слишком большая масса тела и толстые ноги.

Характер у тяжеловозных лошадей спокойный и уравновешенный. Они никогда не проявляют агрессии, послушные и уступчивые, несмотря на внушительные размеры тела. При взгляде на этого великана трудно поверить, что у него сердце настоящего добряка. К сожалению, повсеместное увлечение скакунами отодвинуло этих мощных коней на задний план. Многие породы находятся на грани исчезновения.

Список тяжеловозных пород

Почти все тяжеловозные современные породы лошадей ведут свою родословную от рыцарских коней Дестриэ, выведенных в Средневековье. Предполагают, что первоначально они возили немецких воинов. Эти лошади были ростом 175-200 см, весили 800-1000 кг. Они способны были вынести на плечах рыцаря в тяжелых доспехах. К сожалению, были не слишком выносливыми. Бежать быстро аллюром с грузом могли не больше 1 км. Ни одной картинки с их изображением не осталось. На сегодняшний день это исчезнувшая порода, но у нее есть свои прямые потомки:

  • Тяжеловоз Перешерон из Франции;
  • Бельгийский Брабансон;
  • Английский Шайр;
  • Шотландский Клейдесдаль.

Кроме этих древних пород на сегодняшний день существует множество других, выведенных в разных частях света:

  • Австралийская;
  • Булонская;
  • Ирландская;
  • Суффолк.

В России тоже существуют породы своих лошадей тяжеловозов:

  • Русский;
  • Советский;
  • Владимирский.

Мы привели породы, которые существуют до сих пор. Но сколько их уже исчезло? Ведь любой агроноватор предпочитает технику живой силе. Потребность в рабочих конях практически отпадает, а в скачках и современном спорте массивные лошади участия брать не могут.

Древние породы тяжеловозов

Старинные породы тяжеловозов разводятся в Европе не одно тысячелетие. Они стали родоначальниками многих современных разновидностей этих крупных коней.

Бельгийский Брабансон

Предками Брабансонов были арденские и фламандские лошади. Эта кони являются гордостью Бельгии, так как это единственная порода лошадей тяжеловозов, выведенная в этой стране. Конь имеет мощное телосложение, мускулистый корпус, широкую и сильную шею. Ноги достаточно тонкие для тяжеловоза. Раньше у Брабансонов провисала поясница, но сейчас этот недостаток исправлен. Основные параметры лошадей следующие:

  • Высота — 165-173 см.
  • Масть бурая, гнедая саврасовая либо чалая с рыжим оттенком.
  • Голова маленькая.
  • Шея мускулистая, коротковатая.
  • Тело компактное, глубокое.
  • Ноги сильные, не слишком длинные, со щетками в нижней части.

Брабансон — не самая крупная тяжеловесная рабочая лошадь. Тем не менее он очень сильный, долгие годы был незаменим у бельгийских крестьян. Использовался для перевозки грузов, сельскохозяйственных работ. Порода выносливая и неприхотливая, привычная к большим нагрузкам.

Першенон

Громадные французские лошади считаются одними из самых крупных среди всех тяжеловозов. В их жилах течет кровь булонских и бретонских коней, а также арабских скакунов. Они гармонично сложены, немного суховатые, массивные и выносливые. Стоит раз увидеть этого великана, чтобы представить себе его мощь. При больших размерах остаются на удивление ловкими, обладают мягким аллюром.

Характеристика и описание Першенона:

  • Высота — более 200 см.
  • Голова небольшая.
  • Шея мускулистая, средней длины.
  • Корпус мощный.
  • Ноги мускулистые и сильные, со щетками внизу..

Першеноны — темпераментные лошади. Они живут 20-25 лет. Скрещивают породу с другими лошадьми, чтобы получить сильных охотничьих и спортивных коней.

Шайр

Английский тяжеловоз изначально разводился как военная лошадь и лишь потом начал ходить в упряжи, использоваться в сельском хозяйстве.

Порода это неоднородная: одни лошади прекрасно подходят для верховой езды, другие — для перевозки грузов, спортивных соревнований. Шайр гармонично сложен, но немного приземист, выносливый и сильный. Высота его — 165-180 см, масти бывают очень разными.

Порода Шайр постоянно совершенствуется, потому в скором времени есть надежда, что она избавится от некоторых недостатков, станет более однородной. Темперамент у этих лошадей спокойный, они послушные и легко управляемые, потому их нередко используют для получения жеребят с податливым нравом.

Клейдесдаль

Шотландский тяжеловоз — это типичная рабочая лошадь для сельской местности. Свое название конь получил от маленькой речушки Клейд, которая впадает в Северное море. Отличается данный скакун мощным строением тела, выносливостью и неприхотливостью в содержании. Быстро созревает и дает здоровый приплод.

Вот краткая характеристика Клейдесдаля:

  • Высота — 163-173 см.
  • Вес — 800-900 кг.
  • Голова с узким любом, умными глазами.
  • Шея удлиненная.
  • Масть в основном гнедая, ноги «обуты» в белые «носочки», со щетками, сильные и мощные.
  • Копыта расширенные, с хорошей эластичностью.

Тяжеловоз до сих пор используется в сельском хозяйстве Шотландии. Особенно полезен жеребец в высокогорных районах. Характер имеет спокойный и покладистый.

Породы лошадей тяжеловозов из разных стран

Популярность тяжеловозов стала падать, когда в военном деле начали использовать более легких скакунов, но эти кони заняли достойное место в сельском хозяйстве. Крестьяне оценили их силу и выносливость, совершенствовали навыки на протяжении столетий.

Булонская порода

Тяжеловоз был выведен во Франции в XVII веке, хотя многие считают, что она ведет свою родословную еще со времен Древнего Рима. Отличается чрезвычайным изяществом, элегантностью, что можно заметить даже на фото. В аллюре легко переходит на рысь.

Краткая характеристика Булонского тяжеловоза:

  • Рост — 155-165 см.
  • Масть в основном серая, встречаются гнедые и рыжие лошадки.
  • Голова с правильным профилем, выразительными глазами и маленькими ушами.
  • Шея с развитой мускулатурой.
  • Ноги коротковаты и мощные.

Существует две разновидности породы: тяжелая и легкая. В последнее время коней начали использовать в мясном производстве, потому легкая разновидность начинает исчезать.

Австралийская порода

Австралийский тяжеловоз является смесью британских пород (Шайра, Клейдесталя, Суффолка) с Першенонами. Обладает мощным телосложением, необычайно выносливостью, является единственной аборигенной породой в Австралии.

Вот краткая характеристика лошадей:

  • Высота — 170 см.
  • Масса — 600-900 кг.
  • Масть бывает однотонной либо пятнистой.
  • Голова средних размеров.
  • Ноги коротковатые, мускулистые, со щетками в нижней части.

У Австралийской породы тяжеловозов кроткий и спокойный характер. Этих лошадей до сих пор используют в сельском хозяйстве, для верховой езды, они участвуют в спортивных соревнованиях среди тяжеловесных коней.

Ирландская порода

Ирландский тяжеловоз — относительно небольшая лошадь с аккуратным корпусом, ровной осанкой, прямой спиной и покатым крупом. Получена порода от скрещивания английских скакунов с дикими лошадьми, которые издревле обитали в Ирландии. Характеристика лошади:

  • Рост — 150-160 см.
  • Масть — любая из стандартных, бывают кони с белыми пятнышками.
  • Голова маленькая, профиль прямой.
  • Грудка расширенная, с развитыми мышцами.
  • Ноги мускулистые и сильные.

Ирландского тяжеловоза можно отнести к упряжно-верховым лошадям. Силовые показатели уступают другим породам тяжеловозов, зато Ирландец подвижнее, его используют, в спортивных соревнованиях, на сельхоз работах, при перевозке грузов.

Русские породы тяжеловозов

Первой породой русских рабочих тяжеловозов был Битюг. Его широко использовали крестьяне во всех регионах. Эти кони возили телеги, сани, повозки и даже цыганские кибитки.

До наших дней скакуны не сохранились в чистом виде, но кровь их течет в жилах многих сельских лошадок, которые используются на полях России до сих пор. Зато за последнее столетие в нашей стране было выведено несколько новых пород.

Русский тяжеловоз

Русский тяжеловоз был выведен путем скрещивания бельгийских арденов и местных лошадей. При этом удалось исправить недостатки ардена: угловатый корпус и не слишком гармоничное телосложение. Отличаются тяжеловозы из России силой и выносливостью, хоть размеры у них не слишком крупные.

Экстерьер можно охарактеризовать следующим образом:

  • Высота — 170 см.
  • Вес — приблизительно 1000 кг.
  • Головка средненькая.
  • Шея с хорошо развитыми мышцами.
  • Грудка широкая.
  • Мощные ноги с правильной формы копытами.

Уникальной характеристикой породы является легкая косолапость. Это можно заметить даже на фото. Кобылы отличаются высокой молочностью, способны давать до 4000 л за лактационный период в 300-305 дней.

Советский тяжеловоз

Советский тяжеловоз — относительно новая порода, зарегистрированная в средине прошлого столетия. Для ее получения скрещивали Брабансонов с местными кобылами, чтобы повысить приспособленность к холодному климату, улучшить формы и конституцию. По силе советский представитель превосходит многих других тяжеловесных лошадей, при этом он имеет красивое, мощное строение тела с округлыми формами и развитыми мышцами.

Вот краткое описание породы:

  • Высота — 156-161 сантиметр.
  • Небольшая пропорциональная голова с выпуклым профилем.
  • Шея укороченная.
  • Грудка широкая.
  • Спина удлиненная.
  • Ноги довольно короткие, сильные и мощные.

Тяжеловоз советской породы неприхотлив в содержании, прекрасно адаптируется к самым суровым климатическим условиям. Темперамент у таких лошадей спокойный, управляемость хорошая. Чаще всего они используются в сельском хозяйстве для перевозки грузов.

Владимирский тяжеловоз

Эта отечественная порода тяжеловесных коней была выведена на основе Шотландских тяжеловозов Клендсдейлей. Работы начались еще в конце XIX столетия, но были немного хаотичными, потому окончательно порода сформировалась лишь в 30-х гг прошлого века. Кони тяжеловозы Владимирской породы — самые крупные среди всех отечественных лошадей. У них массивное и мощное телосложение.

Основные параметры следующие:

  • Высота — 163-170 см.
  • Голова большая, профиль выпуклый.
  • Шея мощная и удлиненная.
  • Спинка длинная, круп немного опущен.
  • Ноги с мощным костяком и мускулатурой, нередко с гутой щеткой.

Лошади очень дружелюбные, достаточно активные, их часто запрягали в повозки и тройки, использовали в качестве упряжных. При этом кони обладают большой силой, способны перевозить немалые грузы.

Более подробно рассмотреть все породы можно на фото. Конечно, тяжеловозные кони не так красивы, как скакуны. Но их мощь и сила, добрый и спокойный нрав многих завораживают. Работают тяжеловесы отлично, потому они не утрачивают своей актуальности во многих сельскохозяйственных районах. Кроме того, для них устраивают специальные соревнования по перевозке грузов. Популярны они и среди любителей верховой езды.

Комментарии (0)

X
X